История Рэйки

Если вы занимались рэйки или читали о ней какие-либо книги, то вам, вероятно, известна легенда об открытии доктора Усуи, о возрождении им древнейшего учения рэй­ки. Но предыстория этого открытия столь интересна и по­учительна, что напомнить о ней никому нелишне. Итак, мы начнем с биографии О-сенсея* Усуи. (По-японски О-сснссй — «великий учитель») Даже если его откры­тие «хорошо забытого старого» и не является, как указыва­ет само выражение, никаким новаторством, а ставит точку в одной древней истории, тем не менее оно знаменует собой начало нового времени — круг замкнулся.

 

Открытие доктора Усуи

Микао Усуи — японский монах, живший в древней резиденции императоров Киото. Этот город издавна являет­ся центром культуры и буддизма в Японии. Однако Микао был не буддистом, а христианином. Он даже принял свя­щеннический сан и возглавил небольшую христианскую школу. Случай весьма необычный, поскольку на протяже­нии более 200 лет Япония сторонилась христианства, как, впрочем, и других чужеземных влияний. Будучи человеком поистине ищущим, Микао Усуи видел в христианской рели­гии возможность обрести то, что всегда пытался найти. Он ощущал стремление служить своей вере и распространять ее, поэтому и стал священником.

В школе он, преисполненный веры и сил, знакомил юных учеников с христианским учением. Но вопрос одного ученика изменил его жизнь.

Это случилось в воскресенье после богослужения. На проповеди речь шла о чудесах и исцелениях Иисуса — тема, которую мастер Усуи еще не затрагивал в общении с учени­ками. Одного из них не удовлетворило исключительно сло­весное описание чудес, и юноша спросил учителя, следует ли понимать слова Библии буквально. Микао Усуи, человек глубоко верующий, ответил утвердительно, без колебаний. Но ученику этого было недостаточно, и он попросил объяс­нить и показать, как можно вылечить болезнь чудесным об­разом простым наложением рук.. Учитель Усуи смутился — он не мог дать исчерпы­вающий ответ.

В Японии всегда существовало иное, нежели у нас, представление о чести. Если учитель не в состоянии отве­тить на вопрос ученика, то это означает для него бесчестье. Мастер же Усуи не мог ответить на поставленный вопрос ни ученику, ни самому себе. Микао Усуи был упорен в своих поисках и не предавался самообману. Он стремился к посто­янному совершенствованию духа и души. И выводы, к кото­рым приходил, тотчас воплощал в жизнь. Уже на следую­щее утро он оставил свое место в школе и отбыл в Америку, где занялся изучением теологии в университете Чикаго. В конце концов ему даже присудили степень доктора, однако то, что он искал, не было найдено. Но он по-прежнему же­лал найти объяснение библейской тайне дошедших до нас сведений о чудесных исцелениях Иисуса и его учеников. И вернулся в Японию.

Ему припомнилось, что известны также исцеления Буд­ды. Заинтересовавшись жизнью основателя буддизма, он отправился странствовать по своей родине и посетил немало дзэн-монастырей, с тем чтобы прежде всего изучить япон­ские переводы сутр. Так как и это его не удовлетворило, он изучил китайский, дабы читать китайские тексты в оригина­ле. Однако цель его по-прежнему не была достигнута. Ни в китайских, ни в христианских священных трудах он не на­шел указаний, как Христос и Будда совершали чудесные исцеления.

Но доктор Усуи был не из тех людей, кто так просто отступает! Он верил: что было возможно когда-то, должно быть возможно всегда. И он стал изучать санскрит — древ­ний священный язык индусов, чтобы читать сутры в ориги­нале. Наконец, он отправился в Индию и Тибет.

Семь лет продолжались его поиски, и однажды он вновь оказался в Японии. В одном из дзэн-монастырей Усуи обна­ружил рукопись ученика Будды, она явно содержала ключ к ответу на его вопросы. Но знание не всегда означает понимание. Поэтому доктор Усуи поговорил с настоятелем буддийского монастыря, где жил.

Старый мудрый настоятель посоветовал ему провести 21 день на священной горе Курияма, размышлять и поститься. Так и поступил доктор У су и на следующее утро.

Он положил возле себя 21 камешек, и каждый день убирал по одному. Он постился, молился и медитировал, однако ничего особенного не происходило. И вот наступил двадцать первый день. Было еще темно, когда мастер Усуи завершил утреннюю медитацию. Он вновь обращался с го­рячей просьбой о просветлении. Неожиданно луч ослепи­тельно яркого света ударил ему прямо в середину лба, в то место, которое индусы называют «третьим глазом». Усуи уже подумал, что мертв, как вдруг различил тысячи малень­ких пузырьков, раскрашенных во все цвета радуги. Взору его представились символы, знакомые по древней лотос-сут­ре, и он произнес: «Я вспомнил». Так доктор Усуи заново открыл рэйки.

Преисполненный благодарности, он вознес молитву и поспешил навестить старого настоятеля, чтобы поделиться с ним пережитым. И хотя постился он три недели, однако чувствовал себя моложе и сильнее, чем прежде, — и это было первое чудо.
Желая побыстрее спуститься с горы, он споткнулся о камень и повредил палец на ноге. Из большой раны стру­илась кровь. Усуи инстинктивно поднес ладонь к месту по­реза. Спустя короткое время кровотечение остановилось, рана закрылась и даже зажила — так совершилось второе чудо.

Он продолжил путь, пока, наконец, не увидел гостини­цу. Ему очень хотелось есть, что было объяснимо ввиду дол­гого поста. Каждому, конечно, известно: после продолжи­тельного голодания нужно весьма постепенно привыкать к пище и чрезвычайно опасно начинать с полной трапезы. Но именно так поступил доктор Усуи, хотя постояльцы настой­чиво предостерегали его. После еды доктор Усуи поднялся сытым и не жаловался на самочувствие — это было третье чудо.

Пока доктор Усуи утолял голод, владелец гостиницы поведал ему о болезни внучки. Она страдала от сильной зубной боли, и щека у нее ужасно распухла. Хозяин же был небогат и не мог отправить внучку в Киото к зубному лека­рю. Доктор Усуи всего лишь приложил руки к больному месту, и боль вместе с опухолью исчезли за пару минут — таково четвертое чудо.

День только начался, а сила рэйки проявилась уже че­тырежды!

Наконец, мастер Усуи явился в монастырь. Там ему снова пришлось применить рэйки, поскольку старый насто­ятель страдал тяжелым артритом и мучился от сильнейших болей. Во время своего рассказа доктор Усуи приложил руки к больным суставам и передал старику рэйки. Когда боль унялась, настоятель встал очень уверенно и затем посовето­вал доктору Усуи продолжить медитирование.

Спустя некоторое время доктор Усуи ощутил в себе потребность помогать и другим с помощью новой силы. И ушел из монастыря. Семь лет он прожил в квартале бедня­ков в Киото, где помогал больным и бедным. Многие исце­лялись полностью, и Усуи посылал их в мир, с тем чтобы они учили правильной жизни. Однажды он заметил, что многие из этих людей вновь появляются в бедном квартале. Когда он стал разузнавать и расспрашивать, выяснилось, что деятельность проповедников кажется людям крайне уто­мительной и куда больше им нравится быть нищими.

Доктор Усуи был очень опечален и удручен. Он понял, что упустил из виду исцеление души и духа. Передавая рэй­ки всем и каждому, он не придавал значения тому, действи­тельно ли люди хотят принимать рэйки. Работа в квартале бедняков показалась ему бессмысленной. И он покинул мес­то, где трудился в течение семи лет. В его жизни начался новый этап.

Отныне доктор Усуи распространял и учил рэйки. Ос­новываясь на собственном опыте, он вывел пять жизненных правил, которые считал особенно важными для подлинного исцеления. Гнев, суета, бессердечность, неискренность и не­благодарность — вот силы, противостоящие развитию чело­века. Поэтому пять правил пути рэйки доктора Усуи гласят:

Именно сегодня живи без гнева.
Именно сегодня живи без суеты.
Именно сегодня будь преисполнен любви к ближнему.
Именно сегодня честно зарабатывай свой хлеб.
Именно сегодня будь благодарен жизни.

Вся его дальнейшая жизнь была посвящена обучению учителей рэйки. Согласно древним традициям, ученики его (в строго патриархальном японском обществе, которое толь­ко сегодня начинает претерпевать изменения, учениц быть не могло) жили вместе со своим мастером и сопровождали его в странствиях.

В учениках доктора Микао Усуи рэйки живет и рас­пространяется по всему миру.

 

Новое рождение рэйки в наше время

Возрождением забытого искусства рэйки в наше время мы в значительной мере обязаны последователю Микао Усуи великому мастеру доктору Чуджиро Хайаши. С одной сторо­ны, в Корее рэйки распространяет его дочь; с другой — на Западе пропагандой рэйки занимается обученная им госпожа Хавайо Таката.

Хавайо Таката приехала в Японию с Гавайских остро­вов для лечения своих недугов. Долгое время она была очень больна, ее готовили к операции, пока, наконец, в рэйки- клинике, основанной в Токио доктором Хайаши, она не об­рела дар здоровья. После лечения рэйки в операции отпала необходимость!

В 1938 году доктор Хайаши посвятил госпожу Таката в мастера рэйки, а было их тогда 13. Она стала первой жен­щиной, достигшей третьей ступени. Вернувшись на Гавайи, Таката основала там Рэйки-центр. Одновременно она прово­дила семинары в США и Канаде, создав базу для широкого распространения рэйки на Западе в наше время. Ее путь не всегда был легким — особенно тяжело было в послевоенные годы и в период маккартизма в Америке, когда нетрадици­онные и новые мысли встречали противодействие, но с по­мощью рэйки она прошла через все испытания и трудные времена были благополучно пережиты.

За это время госпожа Таката обучила более двадцати мастеров рэйки, способных посвящать в мастера других. Среди прочих — ее внучка Филлис Лай Фурумото (вели­кий мастер Рэйки-альянса) и Барбара Рэй (президент AIRA (American International Reiki Association)). В конце 1980 года мастер Таката закрыла глаза навеки.

Сегодня позиции рэйки значительно упрочились. В начале 80-х появились первые институты рэйки, которые в состоянии удовлетворить усиливающуюся потребность в ин­формации и общении между многочисленными мастерами и учениками.
Сегодня в Германии семинары рэйки проводятся в каж­дом более или менее крупном городе, и в них от одного до нескольких мастеров заботятся о развитии идей учения.

 

Школы и системы рэйки

Среди рэйки-организаций существуют и такие, которые строятся на несколько иных принципах, однако имеющиеся различия столь незначительны, что можно сказать: все шко­лы ведут к рэйки, универсальной жизненной энергии.

Рэйки развивается столь стремительно, что трудно ска­зать, сколько школ существует в действительности. Весьма обособленно действуют азиатские школы, и в Европе они практически неизвестны. На Западе же имеется сегодня, по меньшей мере, 6 организаций рэйки.

Это абсолютно добровольные сообщества мастеров, объединенных общей целью. Конечно, совсем неважно, при­надлежит ли кто-либо к одной из таких организаций или нет. Немало мастеров рэйки не состоят ни в каких организа­циях — для взаимного обмена опытом нет препятствий. Вместе с тем не возбраняется быть членом сразу нескольких структур.

А.Шварц, Р.Швеппе "Рэйки. Искусство исцеляющих рук"
Издательство "Питер", 1997г.